10.5 cm leFH 16 Geschutzwagen Mk VI 736 (e)

10.5 cm leFH 16 auf G.W. Mk.VI (e)
10.5cm leFH 16 Geschützwagen auf Vickers Mk VI.2.jpg
Классификация САУ
Боевая масса, т 6,5 т
Компоновочная схема Mk.VI
Экипаж, чел. 4 чел.
История
Разработчик Гитлеровская Германия
Производитель Гитлеровская Германия
Годы разработки 1940 год
Годы производства 1940 год
Годы эксплуатации 1940-1942 года
Количество выпущенных, шт. 12 экз.
Основные операторы Гитлеровская Германия
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 22 мм
Борт корпуса, мм/град. 14 мм
Корма корпуса, мм/град. 14 мм
Днище, мм 3 мм
Лоб рубки, мм/град. 22 мм
Борт рубки, мм/град. 14 мм
Корма рубки, мм/град. 14 мм
Крыша рубки, мм/град. 0 мм (крыши нет)
Вооружение
Калибр и марка пушки 105-мм легкая полевая гаубица leFH 16
Боекомплект пушки 15 снарядов
Углы ВН, град. -3…+42°
Углы ГН, град. -5…+5°
Дальность стрельбы, км ~1 км
Двигатель
Meadows E.S.T.L.
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 88 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч 50 км/ч
Скорость по пересечённой местности, км/ч ~40 км/ч
Удельная мощность, л. с./т 13.54 л.с./т

10.5 cm leFH 16 Geschutzwagen Mk VI 736 (e) — немецкая САУ на базе английского трофейного лёгкого танка Light Tank Mk.VI.

Также в ряде источников обозначается как G.W. Mk.VI (e) и G.Pz. Mk.VI (e)

История

История создания

После победы Германии во Франции в июле 1940 года 227-й дивизии была назначена служба оккупации, безопасности и береговой обороны вдоль побережья Нормандии в районе Гавра. Там Беккер наткнулся на оставленные британские легкие танки и легкие личный транспорт. Инженер-механик Беккер рассмотрел преимущества, которые можно получить, установив артиллерийские орудия непосредственно на шасси заброшенных танков. Привлекая людей из своей батареи и работая посменно днем и ночью, он приступил к реализации своего проекта.

Беккер выбрал легкие, но надежные английские бронированные машины Vickers Mk.VI для шасси. Он снял пулеметную башню, установил 10,5-сантиметровую гаубицу leFH 16 на шасси и построил металлический корпус для защиты экипажа. Створка была изготовлена из стального покрытия толщиной от 11 до 22 мм. Он был в состоянии защитить команду от огня стрелкового оружия и осколков осколков, но не от противотанковых снарядов.

В отсеке экипажа находилось четыре человека, а командир находился в задней части машины с левой стороны. Он сидел позади наводчика и имел доступ к перископу для определения дальности, установленному сбоку от машины. Прицел пистолета простирался над экраном перед стрелком. Справа сидел грузчик.

Пулемет был установлен на передней части надстройки справа от пистолета. Экипаж также имел свое собственное оружие, которое они могли стрелять поверх боевого отделения в случае необходимости. Автомобиль был открыт сверху. Это дало экипажу комнату, необходимую им для работы пистолета, а командиру было предоставлено лучшее поле зрения. Брезент может быть установлен на вершине, чтобы обеспечить экипажу некоторую защиту от погоды.

Смотреть:
Энциклопедия Брокгауз

К задней части машины Беккер прикрепил разрыв отдачи, который был продлен до стрельбы. Разрыв отдачи был сделан из квадратного стального каркаса, усиленного двумя поперечными балками. Внизу была пара V-образных «лопат», которые при стрельбе вкапывались в землю.

Пистолет leFH 16 10,5 см был гаубицей, использовавшейся немецкой армией в Первой мировой войне. Аббревиатура leFH обозначает немецкие слова «leichte FeldHaubitze» или гаубица легкого поля. Его максимальная дальность стрельбы составляла 9,225 м (10,089 ярдов) при скорости дульного среза 395 м/с (1300 футов / с). Основной раунд был взрывчатым веществом, которое поставлялось как два компонента. Каждая часть должна была быть загружена отдельно как раунд из двух частей. Сначала должна быть загружена взрывоопасная боеголовка, а затем корпус с патронным топливом. В зависимости от дальности цели в патрон вставляли мешки с топливом разного размера. Больше мешков использовалось для более дальних целей. Этот пистолет не был оснащен дульным тормозом.

Хотя оружие могло пробивать бронебойное ружье, относительно низкая скорость дульного среза давала ему слабую проникающую способность. При прямом огне против бронетехники он мог пробивать броневую пластину диаметром 52 мм на расстоянии до 500 метров.

Хотя в немецких документах это устройство упоминается как штурмовая батарея, оно не использовалось в этом качестве. Транспортные средства были слишком легко бронированы, чтобы выдержать прямое попадание противотанкового ружья или танка. Подразделение использовалось просто в качестве мобильной артиллерийской батареи.

История эксплуатации

Первоначальный тестовый запуск батареи проводился на полигоне в Харфлере, недалеко от Гавра, Франция. Полная батарея была испытана на полигоне в Беверлоо, Бельгия. За работу по мобилизации артиллерийских орудий Беккер был награжден немецким крестом в золоте. 227-я пехотная дивизия была передана германской группе армий «Север» в сентябре 1941 года и прибыла позднее той же осенью. 227-я пехотная дивизия была единственной пехотной дивизией на Восточном фронте, имеющей батарею моторизованной артиллерии. По прибытии дивизии она заменила 39-й моторизованный корпус на своих оборонительных позициях в лесах к югу от Ладоги. Немцы были рано в их осаде Ленинграда. В ожидании советской контратаки артиллерийские пулеметы 12-й батареи LefH 16 auf Geschutzwagen Mk.VI (e) 12-й батареи заняли оборонительные позиции, где они могли вести огонь по маршрутам, которые, как считалось, Красная Армия предпримет для атаки. Подразделение было переброшено в различные горячие точки в этом районе, так как оно было готовым, мобильным отрядом, огневая мощь которого могла быть быстро использована против атакующих сил. Таким образом, 12-я батарея была временно передана ближайшей 254-й пехотной дивизии и обеспечивала там мобильную артиллерийскую поддержку. Они также оказали поддержку наступлению 54-й армии от 20 октября 1941 года и организовали ряд артиллерийских огневых миссий в период с 23 по 24 октября.

Смотреть:
Модус (история права)

Четыре человека, включая капитана Беккера, были ранены, когда оружие использовалось для обеспечения прямой огневой поддержки позиции пехоты. Это была неприемлемая обязанность для этих машин, так как они были маленькими и не имели тяжелой брони штурмовой машины. Два 10,5-сантиметровых артиллерийских орудия LefH 16 auf Geschutzwagen Mk.VI (e) 1-го взвода были очень активны в конце октября. Им было приказано поддержать 11-ю пехотную дивизию, когда они атаковали деревни Волхов и Погостье. Советская пехота окружила СПГ, и танкисты должны были использовать свое личное оружие и ручные гранаты, чтобы отбить вражеские войска.

11 ноября 1941 года в районе станицы Хотовская Горка советские легкие танки обстреляли 1-й взводной артиллерийский пулемет. Немецкий боевой отчет подтвердил, что одно из орудий СП было поражено 16 раз, но его броня не была пробита. Танки, с которыми они столкнулись, были советскими легкими танками Т-40 2-й танковой бригады. К счастью для немецких орудийных экипажей, Т-40 был вооружен только пулеметами.

Трое мужчин были убиты 15 ноября, когда батарею приказали действовать как штурмовые орудия, поддерживая неудачную атаку 223-й пехотной дивизии. Одна из машин должна была остаться на ничейной земле после того, как была сильно повреждена миной. Он был восстановлен через три дня.

15-я батарея выпустила более 1300 снарядов, что составляет чуть более 200 снарядов на команду орудия в период с ноября до середины декабря 1941 года.

В течение зимы и весны 1942 года 15-я батарея провела больше боевых действий по артиллерийской поддержке, поскольку 227-я пехотная дивизия продолжала сражаться вокруг деревни Погостье.

Три из шести 10,5-сантиметровых ПГС LeFH 16 auf Geschutzwagen Mk.VI (e) были выбиты 16 февраля 1942 года, когда тяжелые танки КВ-1 124-го танкового батальона Советской 54-й армии атаковали немецкие части. 10,5-сантиметровые бронебойные боеприпасы, выданные немецким артиллерийским бригадам, не смогли выбить танки КВ-1 Красной армии.

Три оставшиеся машины оказали непосредственную поддержку, когда войска двинулись по лесным дорогам возле Погостиля в марте 1942 года. Они использовали свои снаряды для уничтожения гнезда пулеметов и стрельбы по колонне советской пехоты, с которой они столкнулись в лесу.

По сообщениям, один из оставшихся трех автомобилей не подходит или не обслуживается и не может быть отремонтирован после боевых действий в марте. 15-я батарея теперь имела только два автомобиля. Они использовались для прорыва окружения противника. Один был сбит советской противотанковой винтовкой.

Последний оставшийся 10.5 cm leFH 16 auf G.W. Mk.VI (e) был уничтожен танком Красной Армии 98-й танковой бригады, когда он пытался обеспечить защитное прикрытие огня для одного из немецких маршрутов снабжения.

В компьютерных играх

САУ G.W. Mk.VI (e) представлена в игре World of Tanks как немецкая прокачиваемая САУ 2-го уровня. В игре представлена со 105-мм гаубицей.

Смотреть:
923 год

Источники

  • Askey, Nigel Operation Barbarossa: the Complete Organizational Analysis, and Military Simulation Lulu Publishing, (2013). ISBN 978-1-304-45329-7
  • Doyle, David The Complete Guide to German Armored Vehicles Skyhorse Publishing, Inc. (2019)
  • Duncan, Major-General N W, «Light Tanks Marks I—VI», AFV Profile No. 5
  • Glantz, David The siege of Leningrad, 1941—1944: 900 days of terror. Zenith Imprint (2001) ISBN 0-7603-0941-8
  • Mitcham, Samuel German Order of Battle Volume One: 1st thru 290th Infantry Divisions in WWII. Mechanicsburg, PA : Stackpole Books (2007) [1985] ISBN 0 8117 3416 1
  • Moore, Craig German self-propelled artillery guns of the Second World War [Stroud, United Kingdom]: Fonthill Media, (2019).
  • Scheibert, Horst, Panzerjäger (Tank destroyer) German. Schiffer Publishing, Ltd., Atglen, PA, (1998) ISBN
  • Spielberger, Walter J. Beute-Kraftfahrzeuge und Panzer der Deutschen Wehrmacht (Captured Halftracks and Tanks of the German Military) German. Stuttgart: Motorbuch Verlag, (1992) [1989]. ISBN 3-613-01255-3
  • Tucker, Spencer (2004). Tanks: An Illustrated History of Their Impact. ABC-CLIO. ISBN 1-57607-995-3.

Литература

  • Михаил Барятинский. Броня Гитлера. Все танки III Рейха. Самая полная энциклопедия. — М.: Эксмо, 2014. — С. 705—706. — 785 с. — (Всеобщая энциклопедия танков). — ISBN 978-5-699-67099-4.




Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий