Бронепоезд «Коммунист»

Бронепоезд «Коммунист»
«Коммунист» Коростеньского района. 1919
«Коммунист» Коростеньского района. 1919
Принадлежность Flag of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (1918–1937).svg РСФСРУкраинская Народная Республика УНРФлаг России Российское государствоFlag of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (1918–1937).svg РСФСР
Подчинение РККААрмия УНРВСЮРРККА
Эксплуатация 15 марта 1919 — 1920
Изготовитель Завод Гретера и Криванека
Участие в Гражданская война в России
Известные командиры Лукиан Табукашвили
Технические данные
Силовая установка Бронепаровоз типа О
Мощность 600 л.с.
Количество броневагонов два артиллерийских
Вооружение
Лёгкое вооружение 16 7,62-мм пулемётов Максима
Артиллерийское вооружение 4 76,2-мм полевых пушки («трёхдюймовки»)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

«Коммунист» — «Свободная Украина» (Вильна Украина) — «Гроза» — лёгкий бронепоезд РККА — Армии УНР — ВСЮР — снова РККА. Один из бронепоездов Гражданской войны в России, который последовательно оказывался у трёх противоборствующих сторон, что в то время случалось нередко.

История

Построен между 18 февраля и 15 марта 1919 года на заводе Гретера и Криванека в Киеве и назван «Коммунист коростеньского района». 7 апреля состоялось его боевое крещение во время освобождения Коростеня Красной Армией.

11 и 12 июня 1919 после упорного натиска войск УНР на Проскуровском направлении ситуация для красноармейцев стала угрожающая. Красноармейские подразделения отходили. Для поддержания боевого духа войск и задержки наступления противника туда был послан бронепоезд «Коммунист коростеньского района», он с целью привлечения внимания врага на себя выдвинулся на 35-40 вёрст перед красноармейскими частями. Навстречу бронепоезду выдвинулись три бронепоезда УНР, а также было выставлено 4 батареи полевых орудий. В результате затяжной артиллерийской дуэли бронепоезд был повреждён и окружён, завязался шестичасовой бой с использованием пулемётов. В результате боя подразделения Украинской Народной Республики отступили от бронепоезда, а он сумел вернуться на станцию Деражня[1].

После боя командир — Лукиан Табукашвили, затем командир броневой колонны 1-й украинской советской армии, за личное мужество и героизм был награждён орденом Красного Знамени[2].

Бронепоезд «Свободная Украина». Сентябрь 1919 года

В августе 1919 года бронепоезд был захвачен Галицкой Армией и переименован в бронепоезд «Свободная Украина»[3].

После начала войны УНР с Добровольческой армией бронепоезд был задействован в боевых действиях[4]. После поражений деникинцев в боях, в том числе с участием бронепоезда 20 и 28 сентября 1919 года, белогвардейское командование на этом участке фронта отказалось от активных действий[5].

Бронепоезд «Свободная Украина». 1919 год

1 октября бронепоезд вмешался в бой 11-го пехотного полка УНР против белогвардейцев у села Лабушное. Не разобравшись в ситуации, экипаж «Свободной Украины» открыл артиллерийский огонь как по врагу, так и по своим, нанеся обеим сторонам тяжелые потери. В течение 2 и 3 октября бронепоезд прикрывал украинцев, но был выведен из строя огнем вражеских орудий[6]. 5 октября вступил в перестрелку с белогвардейским бронепоездом «Коршун», после которой отступил на станцию Борщи[7].

17 ноября 1919 года был захвачен частями ВСЮР и переименован в «Грозу». «Гроза» сформирован в ноябре 1919 года как нештатный в районе Одессы на базе захваченного петлюровского бронепоезда «Свободная Украина». Оставлен в январе 1920 года у станции Тирасполь из-за того, что румыны не пропускали отступающих белых в Молдавию, и они вынуждены отступать севернее железной дороги[8].

В дальнейшем, возможно, его переименовали в бронепоезд № 60 имени Карла Либкнехта РККА, который имел такой же по внешнему виду бронепаровоз и два броневагона с двумя пулемётными башенками и двумя коническими пушечными башнями с плоской крышей[9].

Примечания

  1. Короливский С. М. Гражданская война на Украине, 1918—1920: сборник документов и материалов. — Киев : Наукова думка, 1967. — Т. 2. с. 338
  2. История городов и сел Украинской ССР, 1973, с. 312
  3. Литвин Н. Г. Украинско-польская война 1918—1919 гг. — Львов : Институт украиноведения НАНУ; Институт Центрально-Восточной Европы, 1998. с. 180
  4. Дмитрук В. Г. Очерк истории Сірожупанної дивизии // Они боролись за волю Украины. — Луцк : Волынская областная типография, 2007. с. 74
  5. Дмитрук В. Г. Очерк истории Сірожупанної дивизии // Они боролись за волю Украины. — Луцк : Волынская областная типография, 2007. с. 76
  6. Дмитрук В. Г. Очерк истории Сірожупанної дивизии // Они боролись за волю Украины. — Луцк : Волынская областная типография, 2007. с. 77
  7. Власов А. А. О бронепоездах Добровольческой Армии. — Военная быль, 1971. — № 96-11
  8. Приложение 1. Бронепоезда Белого движения в России. Дроговоз И. Г. Крепости на колесах: История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002
  9. Броневая гвардия революции. С. Ромадин. Моделист-конструктор 1990 № 3 с.21-24

Литература

  • Власов А. А. О бронепоездах Добровольческой Армии, журнал «Военная быль», № 96. 1971, изд. Обще-Кадетского объединения, Париж
  • Дмитрук В. Г. Очерк истории Сірожупанної дивизии // Они боролись за волю Украины. — Луцк: Волынская областная типография, 2007. — 1072 с. — ISBN 978-966-361-219-6.
  • Дроговоз И. Г. Крепости на колесах: История бронепоездов. — Мн.: Харвест, 2002.
  • История городов и сел Украинской ССР. Житомирская область. — Киев : Главная редакция УСЭ АН УССР, 1973. — 751 с.
  • Литвин Н. Г. Украинско-польская война 1918—1919 гг. — Львов : Институт украиноведения НАНУ; Институт Центрально-Восточной Европы, 1998. — 488 с. — ISBN 966-02-0559-7.
  • Г. Пернавский. Белые бронепоезда в Гражданской войне. — М.:Яуза, ЭКСМО, 2007.
Смотреть:
Ибупрофен

  • Власов А. А. О бронепоездах Добровольческой армии // «Донской временник. Год 2007-й» : краеведческий альманах — Ростов-на-Дону: Донская государственная публичная библиотека, 2006.
  • О бронепоездах добровольческой армии. А. А. Власов. Военная Быль. 7.1971-1.1972. № 96—11




Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий