Линия Мажино

Ли́ния Мажино́ (фр. la Ligne Maginot) — система французских укреплений, на границе с Германией от Бельфора до Лонгийона. Была построена в 1929—1934 годах. Затем совершенствовалась вплоть до 1940 года, что обусловило включение в состав линии не только тяжёлые укрепления (длиной в 400 км), но и лёгкие, суммарной протяжённостью около 750 км. Названа по имени военного министра Андре Мажино.

В её состав входили 39 долговременных оборонительных укреплений, 75 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты.

Цели создания

Линия Мажино была построена для выполнения нескольких целей:

  • Для того, чтобы избежать внезапного нападения и дать сигнал к началу оборонных мероприятий.
  • Чтобы защитить Эльзас и Лотарингию (эти территории были отданы Франции в 1919) и их промышленный потенциал.
  • Чтобы быть использованной в качестве стратегического плацдарма для контрнаступления.
  • Для того, чтобы сдержать наступление противника на время проведения мобилизации и до тех пор, пока основная часть армии могла бы быть подведена к линии.

История

В 1926 году военное министерство Франции создало экспертную комиссию, которая должна была подготовить план создания мощнейшей оборонительной линии на востоке страны до конца года.

Смысл выделения в конце 1920-х годов громадных средств на постройку оборонительной линии против Германии, имеющей на то время вооружённые силы ничтожного размера, не ясен и является причиной спекуляций.

Ясного объяснения, почему Франция не сочла возможным силой заставить Германию соблюдать Версальские соглашения, а взамен предпочла на протяжении нескольких лет тратить порядка половины оборонного бюджета на строительство линии Мажино, в трудах западных историков нет. Тем более в 1923 году, когда Германия отказалась платить репарации, Франция уже вводила войска в Рур и силой смогла заставить Германию возобновить выплаты.

Ответственным за возведение «непроходимой линии» был назначен энергичный военный министр Андрэ Мажино, по имени которого линия и получила своё название. Строительство было начато в 1929 году.

Мажино привязал срок окончания строительства к 1935 году, когда по условиям Версальского договора французская армия должна была оставить Рейнскую область. В связи с тем, что правительство постановило вывести оккупационные войска из этой области не в 1935, а в 1930 году, министр сумел добиться многократного увеличения финансирования работ. Хотя Мажино умер в 1932 году, финансирование было увеличено ещё раз в 1933 году, когда к власти в Германии пришёл Гитлер и на горизонте замаячила тень нового конфликта.

В 1936 году практически одновременно вошла в строй линия Мажино, а Гитлер ввёл в Рейнскую область свои войска, поставив тем самым окончательный крест на Версальском договоре. Французы предполагали, что немцы будут действовать так же, как и в 1914 году — предпримут обход французских войск через Бельгию с северо-востока. Поэтому их план обороны предполагал отражение немецкого нападения на реке Диль и пассивную оборону на укреплённой линии Мажино.

Смотреть:
Евпраксия Всеволодовна

На строительство линии Мажино было затрачено около 3 млрд франков (1 млрд долларов в ценах тех лет). Общая численность войск на линии достигала 300 тыс. человек. В подземных многоуровневых фортах были оборудованы жилые помещения для личного состава, электростанции, мощные вентиляционные установки, узкоколейные железные дороги, телефонные станции, госпитали, комнаты отдыха, недосягаемые для снарядов и авиабомб. В верхних наземных этажах располагались снабжённые лифтами орудийные казематы. Они представляли собой вкопанные в землю бетонные «коробки» с толщиной стен и потолка 3,5—4 метра. Наверх выступала бронебашня-турель.

Перед первой линией обороны были вырыты противотанковые рвы и выставлены заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны располагалась сеть опорных точек — бетонных площадок для пехоты, артиллерии, прожекторов и т. д. У этих точек на глубине около 50 метров под землёй находились склады боеприпасов и снаряжения, снабжённые лифтами. Ещё дальше размещались позиции дальнобойных крупнокалиберных орудий на железнодорожном ходу. Была также модернизирована старая оборонительная линия, состоящая из фортов Бельфор, Эпиналь, Верден и др. Глубина обороны Линии Мажино составляла 90—100 км.

Французские военные стратеги считали линию Мажино неприступной. После ввода войск Вермахта в Польшу в 1939 году Франция и Великобритания решили, что быстро помочь Польше они уже ничем не смогут, и вместо этого начали планировать длительную войну. В начале сентября Франция нерешительно двинула свои войска в Саарскую область, но 4 октября, после поражения Польши, вновь отвела их за линию Мажино (так называемая Странная война). В 1940 году германские войска стремительно обошли линию Мажино с севера через Арденны. После капитуляции Франции гарнизон линии Мажино сдался.

14 июня 1940 года 1-я и 7-я пехотные армии группы армий «С» генерал-полковника Вильгельма фон Лееба (19 июля 1940 года произведён в генерал-фельдмаршалы) атаковали линию Мажино и прорвали её. Оборонительные сооружения линии Мажино были прорваны за несколько часов в результате наступления пехоты даже без танковой поддержки. Германская пехота наступала при мощной авиационной и артиллерийской поддержке, широко применялись дымовые снаряды. Вскоре выяснилось, что многие из французских дотов не выдерживают прямых попаданий артснарядов и авиабомб. Кроме того, большое количество сооружений не были приспособлены для круговой обороны, и их легко можно было атаковать с тыла и фланга гранатами и огнемётами.

Многие историки считают, что в условиях современной войны такие высокозатратные фортификационные сооружения довольно уязвимы и не обеспечивают эффективную защиту. Однако справедливости ради следует отметить, что по большей части линия Мажино, как она была задумана создателями в 1920-х годах, выполнила свою основную задачу, которая состояла в ограничении масштаба атак на позиции, защищённые линией. Главная и качественно выстроенная часть линии была построена до 1936 года, когда Бельгия отказалась от союзнического пакта с Францией, объявив нейтралитет, что вынудило последнюю спешно достраивать линию вдоль бельгийской границы до Атлантического океана. Эта новая часть линии была построена в спешке и не была доведена до должного уровня защиты. Поэтому, когда говорится о прорыве линии Мажино, то имеется в виду прорыв новых участков линии, построенных в болотистой местности, где строительство подземных сооружений было очень затруднено. Поражение Франции в 1940 году не было результатом недостатков центральной части линии (которая, несмотря на многочисленные попытки германской армии, была прорвана лишь в двух местах, что произошло уже после падения Парижа и отступления большей части французской армии), а произошло в результате многочисленных стратегических просчётов правительства Французской республики, не сумевшего воспользоваться теми преимуществами, которые создавались существованием этой мощной оборонной линии.

Смотреть:
Еврисфен

После войны часть сооружений линии Мажино передана под склады военного имущества. Своеобразной видеоэкскурсией по линии Мажино в XXI веке может служить французский фильм 2004 года «Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса».

Галерея

Примечания

Литература

  • Ев­ро­па: кре­по­сти, до­ты, бун­ке­ры, блин­да­жи, ли­нии обо­ро­ны. М., 2006.
  • Кар­бы­шев Д. М. Ма­жи­но и по­зи­ция Зиг­фри­да // Кар­бы­шев Д. М. Избр. на­уч. тру­ды. М., 1962;
  • Кауфман Дж. Э, Кауфман Г. У. Фортификация Второй мировой войны 1939-1945. III Рейх. Крепости, доты, бункеры, блиндажи, линии обороны / пер. с англ. В. Феоктистовой. — М.: Эксмо, 2006. — 352 с. — Тираж 3100 экз.
  • Люд­виг М. Со­вре­мен­ные кре­по­сти. (От кру­го­вой кре­по­сти к ук­ре­п­лен­ной зо­не). М., 1940;
  • Линия Мажино / Колганов А. М. // Ломоносов — Манизер [Электронный ресурс]. — 2011. — С. 439. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 18). — ISBN 978-5-85270-351-4.
  • Яков­лев В. В. Со­вре­мен­ная во­ен­но-ин­же­нер­ная под­го­тов­ка вос­точ­ной гра­ни­цы Фран­ции. (Ли­ния Ма­жи­но). М., 1938;

Ссылки

  • Сайт Линии Мажино в Эльзасе
  • Линия Мажино — оружие  (чешск.)
  • сайт на русском о крепости «Four a Chaux»
  • Хакенберг, самый большой форт в Линии Мажино

Видео

  • Tourelle de 75 modèle R32 (Four à Chaux, Ligne Maginot)  (фр.)  (Проверено 15 июня 2011)
  • sortie fouille  (фр.)  (Проверено 15 июня 2011)


Error: 404 Not Found.

Error: 404 Not Found.

Error: 404 Not Found.

Французская кампания

Error: 404 Not Found.

План действия 75-мм турели 3-го блока форта Шоненбург

Error: 404 Not Found.

Броневой купол типа ГФМ в маскировке на одном из блоков укреплённой группы «Хакенберг» Линии Мажино

Error: 404 Not Found.

Error: 404 Not Found.

Error: 404 Not Found.

Error: 404 Not Found.

Error: 404 Not Found.

Error: 404 Not Found.

Error: 404 Not Found.

Error: 404 Not Found.

Error: 404 Not Found.

Error: 404 Not Found.

Error: 404 Not Found.

Error: 404 Not Found.

Error: 404 Not Found.

Поделиться ссылкой: